…и Программы будущих действий МКА, рассчитанной на 20 лет, выявились острые разногласия между реформистами и коммунистическим крылом конгресса. Коммунисты собирались сотрудничать с Коминтерном и Красным Профинтерном. Реформисты настаивали на сотрудничестве только с Амстердамским Социнтерном и союзными ему Международным бюро труда, Профсоюзным интернационалом, Бюро международной статистики, жилищного строительства. Они даже пытались превратить МКА в «эффективную Лигу Наций».
Деятельность представителей Центросоюза в МКА в межвоенный период была непоследовательной и противоречивой. Впервые делегацию Центросоюза допустили на XI конгресс МКА, состоявшийся в 1924 г. в Генте. Она выступила с четко сформулированной классовой программой, резко раскритиковала предложенную руководством МКА пацифистскую резолюцию о войне и мире, призвала кооператоров всех стран к активному участию в политической жизни, в классовой борьбе трудящихся против капитала. Характер выступления советской делегации побудил большинство реформистского руководства Альянса попытаться ограничить ее деятельность путем принятия специальной резолюции «О нейтралитете». Советская делегация внесла контрпроект и предложила объявить русский язык официальным языком МКА.
На конгрессе предложения делегации Центросоюза провалились, но и в последующем советские представители постоянно пытались проводить в международном кооперативном движении линию классовой борьбы, рассматривали и критиковали идеи кооперации как проповедь недостижимого «кооперативного рая» на земле, требовали от кооперативного движения западных стран того, чего не имелось в собственной стране — демократии для трудящихся, борьбы с монополиями, снабжения пайщиков дешевыми товарами и т.д.
Представители Центросоюза проводили в рамках МКА весьма положительную работу. Они выступили за единство действий кооператоров и участников других прогрессивных движений, добивались отказа от мнимого принципа политического нейтралитета, вплоть до его исключения его из Устава МКА, занимали наиболее последовательные антифашистские позиции, активно боролись за мир.
Принятие советского Центросоюза в состав МКА было отражением общей тенденции дальнейшего расширения рядов международного кооперативного движения.
Центросоюз содействовал осуществлению программ кооперативного развития в странах «третьего мира». Основным направлением такого содействия явилось оказание помощи молодым государствам в подготовке национальных кооперативных кадров. Для этого в 1961 г. в Московском кооперативном институте был открыт факультет зарубежных кооператоров. В это время потребительская кооперация в СССР уже объединяла 58 млн. человек, а ее доля в товарообороте страны превышала 28%.
В мае 1992 г. Центросоюз России был принят в МКА. С этого момента российская кооперация вновь стала законной равноправной неотъемлемой частью международного кооперативного движения. В юбилейном 1995 г. Центросоюз поддерживал в различных формах международные связи с кооператорами 100 стран мира. Он стремится использовать проверенные временем старые и новые взаимовыгодные формы межкооперативного сотрудничества. В структуре Центросоюза созданы Управление международных связей и туризма и внешнеторговая компания «Коопимпэкс».
В настоящее время кооперативное движение в России приобрело несколько отличные черты от традиционного советского.
Во-первых, изменилась роль Центросоюза в кооперативном движении, она перестала быть монопольной. В стране появились сотни новых не зависимых от Центросоюза кооперативов, потребительских обществ, охватывающих многообразные сферы деятельности.
Во-вторых, кооперативное движение приобрело широкий международный характер в результате падения всевозможных барьеров существовавших между государствами различных идеологий.
В-третьих, кооперативное движение в России носило ярко выраженный сельский характер, теперь в нем существенную долю составляет урбанистское направление.

 

 

            МЕЖДУНАРОДНЫЙ КООПЕРАТИВНЫЙ АЛЬЯНС

Международный кооперативный альянс основан в Лондоне в августе 1895 года и является крупнейшей независимой неправительственной ассоциацией, имеющей консультационный статус в ООН и Совете Европы. МКА объединяет, представляет и служит интересам кооперативов во всем мире.

Российская потребительская кооперация является членом МКА с 1903 года.

В настоящее время в МКА входят кооперативные объединения почти 100 стран. Членами МКА являются более 250 кооперативных организаций, объединяющих примерно 800 млн. человек. По оценкам ООН, почти 3 млрд. человек или половина населения земного шара, обеспечивают себе средства к существованию благодаря кооперативным предприятиям. Штаб квартира МКА находится в Женеве (Швейцария). МКА имеет региональные офисы в Азии, Африке, Европе, Латинской Америке. В рамках МКА действуют 14 специализированных организаций и комитетов.
В 1922 году МКА принял решение о праздновании Международного дня кооперации. В 1994 году Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию о ежегодном праздновании Международного дня кооператоров, в первую субботу июля.

Сферы деятельности кооперативов в мире разнообразны: сельскохозяйственные, потребительские, банковские, кредитные, страховые, производственные, жилищные, медицинские, транспортные и другие.

В 1995 году на конгрессе МКА в Манчестере (Великобритания), посвященным 100-летию МКА, принята декларация о кооперативной идентичности. В ней даны определения кооперативов, кооперативных ценностей и принципов.
Кооператив – это самостоятельная организация людей, добровольно объединившихся с целью удовлетворения своих общих общественно-экономических, социальных и культурных потребностей посредством демократически управляемого предприятия, находящегося в совместном владении его членов.

Признаки кооператива – Одновременное выполнение функций общественной организации и хозяйственной единицы (предприятия). Коллективно-групповая собственность и служебная роль капитала. Хозяева кооператива - его члены.

Мировая кооперативная общественность провозгласила основные этические ценности кооперации, которые ставят своей целью улучшение экономического и социального положения своих членов с помощью какой-либо хозяйственной деятельности, основанной на взаимопомощи: взаимная помощь, взаимная ответственность, демократия, равенство, справедливость и солидарность.

На международном уровне одобрены следующие современные кооперативные принципы:


1. Добровольное и открытое членство.
2. Демократический членский контроль.
3. Экономическое участие членов.
4. Самоуправление, автономия и независимость.
5. Образование, повышение квалификации и информационное обеспечение.
6. Сотрудничество кооперативных организаций между собой.
7. Забота о местной общине /обществе/ (об устойчивом развитии экономики и социальной сфере данной местности).

Кооперативное движение есть целенаправленная общественная, правовая, хозяйственная, просветительская, образовательная деятельность, которая даёт понятие о людях, добровольно сотрудничающих для достижения определенных социально-экономических целей и использующих для этого кооперативные начала.

Многозначное интернациональное слово кооперация происходит от латинского - cooperatio и переводится как сотрудничество. Одним из ее старейших и наиболее распространенных видов является потребительская кооперация.
Этика и забота о людях – это то, чем руководствуются кооперативы уже более 100 лет своего существования. Кооперативы вносят конкретный вклад в построение более справедливого общества, почитающего человеческие ценности. Общество во всем мире все больше и больше сталкивается с необузданной безработицей, экологической деградацией, необходимостью концентрировать внимание на экономическом выживании за счет человеческих ценностей. Кооперативы все больше и больше концентрируют внимание на социальных нуждах своих членов. Те из них, которые отличаются ежедневной заботой о здоровье и благополучии людей процветают.

По достоинству оценён позитивный опыт создания кооперативных общин (сообществ) на микроэкономическом уровне (Концепция Алекс Лейдлоу). Будущее кооперации связывается с максимальным приближением всего кооперативного аппарата к потребителям-пайщикам, с оказанием им широкого комплекса кооперативных услуг, с усилением социальной функции кооперации с целью повышения уровня качества жизни населения, занятости трудоспособного населения, в деле борьбы с бедностью, для содействия решению экологических проблем на местном уровне.

В последнее время МКА особенно тесно сотрудничает с такими организациями, как ООН и МОТ. Важнейшим результатом этой деятельности явилось принятие в 2002 году Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН «Кооперативы в процессе социального развития» и рекомендация МОТ 193 «О содействии развитию кооперативов», которые направлены на мобилизацию огромного потенциала кооперативов по созданию рабочих мест, уменьшению бедности, борьбе с социальным неравенством для дальнейшего устойчивого развития через кооперативное предпринимательство. Рекомендации направлены на создание соответствующей законодательной, организационной и административной среды, способствующей более эффективному использованию потенциала кооперативов, а также укреплению гражданского общества.

 

Постановление Правительства РФ от 24 января 1994 г. N 24

"Вопросы потребительской кооперации Российской Федерации"

(с изменениями от 5 мая, 17 июля 1995 г., 20 февраля 2002 г.)

 

В целях содействия деятельности потребительской кооперации Российской Федерации по наращиванию объемов закупок и переработки сельскохозяйственной продукции и сырья, улучшению обеспечения сельского населения товарами и услугами Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Признать необходимым, что взаимоотношения Правительства Российской Федерации с Центросоюзом Российской Федерации начиная с 1994 года строятся в соответствии с ежегодно заключаемым между ними соглашением.

Министерству экономики Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации с участием других заинтересованных министерств, ведомств и представителей Центросоюза Российской Федерации в месячный срок разработать и внести на рассмотрение Правительства Российской Федерации проект указанного соглашения на 1994 год.

2. Правительственной комиссии по вопросам кредитной политики при выделении кредитных ресурсов агропромышленному комплексу учитывать потребности потребительской кооперации в указанных ресурсах на заготовки, хранение и переработку сельскохозяйственных продуктов и сырья, производство товаров народного потребления и другой продукции.

3. Министерству экономики Российской Федерации включать в перечень объектов, строительство которых финансируется за счет инвестиционных кредитов, предприятия потребительской кооперации по заготовкам, хранению и переработке сельскохозяйственных продуктов и сырья, производству товаров народного потребления и другой продукции.

4. Рекомендовать Центросоюзу Российской Федерации, организациям и предприятиям потребительской кооперации России:

разработать и осуществить дополнительные меры по оздоровлению финансового положения предприятий и организаций потребительской кооперации за счет расширения всех видов хозяйственной деятельности, совершенствования структуры управления, сокращения непроизводительных расходов и потерь, более рационального использования собственных и заемных оборотных средств, а также привлечения средств пайщиков и обслуживаемого населения;

в целях развития инициативы и предприимчивости, повышения заинтересованности коллективов кооперативных предприятий и организаций в расширении торговой, заготовительной и производственной деятельности для улучшения обеспечения пайщиков и всего обслуживаемого населения товарами и услугами активнее вести работу по реформированию системы потребительской кооперации в соответствии с Законами Российской Федерации "О потребительской кооперации в Российской Федерации", "О предприятиях и предпринимательской деятельности", всемерно содействовать созданию в потребительской кооперации акционерных обществ, товариществ и иных структур, позволяющих обеспечить высокий уровень хозяйствования в рыночных условиях.

5. Министерству финансов Российской Федерации в месячный срок произвести расчеты с предприятиями и организациями потребительской кооперации по возмещению межценовой разницы на товары, реализованные владельцам чеков "Урожай-90" по состоянию на 1 января 1994 г., и возместить системе потребительской кооперации убытки, понесенные ею в результате осуществления программы "Урожай-90", при подтверждении их местными финансовыми органами.

6. Министерству Российской Федерации по делам национальностей и региональной политике:

при формировании годовых объемов работ по Государственной программе развития экономики и культуры малочисленных народов Севера в 1991-1995 годах, утвержденной постановлением Совета Министров РСФСР от 11 марта 1991 г. N 145, учитывать необходимость развития материально-технической базы потребительской кооперации в районах Крайнего Севера и определять совместно с Центросоюзом Российской Федерации объемы и порядок финансирования строительства ее предприятий;

при выделении финансовых ресурсов под завоз товаров и продовольствия в районы Крайнего Севера предусматривать выделение их потребительской кооперации с учетом обслуживаемого ею населения.

 

Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2002 г. N 121 пункт 7 настоящего постановления признан утратившим силу

 

Постановлением Правительства РФ от 5 мая 1995 г. N 450 пункт 7 настоящего постановления признан утратившим силу

Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 725 исключен пункт 13 Перечня утративших силу решений Правительства Российской Федерации, отменявший пункт 7 настоящего постановления

 

7. В связи с тем, что организации и предприятия потребительской кооперации вынуждены из-за острой нехватки кредитных ресурсов использовать заемные средства обслуживаемого населения, разрешить организациям и предприятиям потребительской кооперации относить выплачиваемые по указанным займам проценты на издержки обращения и производства в размерах, не превышающих действующую учетную ставку Центрального банка Российской Федерации.

8. Рекомендовать органам исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов строить свои взаимоотношения с организациями потребительской кооперации в соответствии с ежегодно заключаемыми с ними соглашениями, а также рассмотреть следующие вопросы:

об оказании поддержки потребительской кооперации с учетом мер, предусмотренных настоящим постановлением;

о возмещении из местного бюджета предприятиям и организациям потребительской кооперации расходов по доставке товаров первой необходимости в сельские магазины, расположенные начиная с 11 километра от пункта их получения;

о возмещении из местного бюджета полностью или частично стоимости строящихся заготовительных пунктов, объектов торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности потребительской кооперации;

об установлении тарифов на оплату тепловой и электрической энергии организациям и предприятиям потребительской кооперации на уровне тарифов для предприятий агропромышленного комплекса;

 

Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2002 г. N 121 абзац шестой пункта 8 настоящего постановления (в части налога на прибыль) признан утратившим силу

 

об освобождении организаций и предприятий потребительской кооперации полностью или частично от уплаты налога на прибыль, налога на пользователей автомобильных дорог, налога с владельцев транспортных средств, налога на приобретение автотранспортных средств и других налогов в части, зачисляемой в республиканские бюджеты республик в составе Российской Федерации, бюджеты национально-государственных и административно-территориальных образований Российской Федерации;

при формировании программ поддержки малого предпринимательства включать в них предприятия потребительской кооперации.

 

Председатель Правительства Российской Федерации                      В.Черномырдин

 

Москва

24 января 1994 г.

N 24

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz